Эксудативный отит

Эксудативный отит

Непослушный ребенок… Не реагирует на замечания воспитателя в детском саду, учителей в школе, раздражительный, замкнутый, не общается с детьми, плохо учится — вот основные жалобы родителей, приводящих своих детей в «Клинику новых технологий».

Далее мы уточняем, что ребенок смотрит телевизор, громко включая звук, помногу раз переспрашивает, громко разговаривает. По мнению родителей, происходит всё это просто по причине невнимательности и рассеянности их детей. И они очень удивляются, когда при обследовании выявляется вялотекущий экссудативный отит, который сопровождается снижением слуха. «Ведь уши никогда не болели! Почему вдруг снизился слух? Почему другие врачи не говорили об этом?» В ряде случаев в полости среднего уха может накапливаться слизь, но боли не возникает. Слизь накапливается и загустевает постепенно, поэтому снижение слуха прогрессирует незаметно. Вот почему другое название экссудативного отита — «немой» отит.

Непосредственной причиной появления экссудата в полости среднего уха является обтурация просвета очень тонкой слуховой трубы, соединяющей полость среднего уха и носоглотку. В случаях, когда слуховая труба закрыта, барабанная полость не вентилируется, что и приводит к образованию большого количества слизи в замкнутой полости среднего уха.

Почему это заболевание чаще возникает именно у детей? Потому, что нарушение проходимости слуховой трубы происходит по причине заполнения носоглотки увеличенной лимфоидной тканью — аденоидами. В случае, когда аденоиды закрывают устья слуховых труб, а родители лечат ребенка каплями, таблетками и промыванием носа, риск развития экссудативного отита очень велик. Мы наблюдали детей, которые неумолимо приближались к хирургическому вмешательству. Когда врачи говорили о возможных осложнениях со стороны органа слуха и рекомендовали эндоскопическую аденотомию, родители не соглашались, ссылаясь на мнение, что аденоиды — важный защитный орган. Как правило, через полгода таких детей все-таки приходилось оперировать, но выполнять уже две операции: удалять аденоиды и выполнять операцию на ухе. Для того чтобы правильно и своевременно лечить экссудативный отит, на наш взгляд, необходимо провести следующие исследования:

1. Эндоскопический осмотр носоглотки — для того, чтобы определить, не закрыты ли устья слуховых труб. Нередко такое обследование следует проводить при относительно не нарушенном носовом дыхании.
  2. Эндоскопический осмотр уха — при хорошем увеличении эндоскопа, особенно у детей, появляется возможность детально осмотреть барабанную перепонку.
  3. Импедансометрия — своеобразное УЗИ барабанной полости среднего уха, позволяющее определить наличие там слизи, жидкости, подвижность барабанной перепонки, проходимость слуховых труб, подвижность цепи слуховых косточек.

Современный импедансный аудиометр — портативный прибор, позволяющий в условиях амбулаторного приема за несколько минут (совершенно безболезненно) выяснить состояние среднего уха даже у маленького пациента. Особо важна возможность исчерпывающего обследования у одного специалиста, который знает больного и проводит все три исследования в комплексе.

Хирургическое лечение экссудативного отита — это маленькое отверстие в барабанной перепонке, для обеспечения вентиляции барабанной полости в процессе лечения и для введения лекарств в барабанную полость. Если есть необходимость, одновременно проводится эндоскопическая аденотомия для освобождения от аденоидов устьев слуховых труб. Отверстие в барабанной перепонке у детей очень быстро закрывается, еще до нормализации вентиляции через слуховую трубу, поэтому мы устанавливаем специальные шунты в отверстие барабанной перепонки.

Благодаря эндоскопической технологии травма минимальная и нам удается отпускать детей домой уже через 2-3 часа после операции. В «Клинике Новых Технологий» проводится послеоперационное наблюдение и лечение детей до восстановления слуха и удаления шунтов. Процесс лечения занимает от 3 до 6 месяцев. Ребенок не ощущает шунта в ухе, а слух становится значительно лучше сразу после операции.

Экссудативный отит у детей — настоящее бедствие нашего времени. Причина роста этой патологии — увеличение аллергических заболеваний, паразитарных инвазий на фоне снижения иммунитета. Поэтому мы подходим к проблеме комплексно, направляем наших пациентов к ведущим специалистам для выявления и лечения этих причинных заболеваний.